ОГБОУ «Касимовская школа – интернат»
Рязанская обл., г. Касимов
  • Доступная среда

    Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

    Нетрадиционные   методы   в   коррекционной   работе с    детьми    с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж широко используется в практике дефектологов и логопедов. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия чаще всего используют педагоги – психологи. Фитотерапия и Ароматерапия пользуется широким спросом   у   специалистов   медицинского профиля. Безусловно данные методы могут быть полезны в работе других профильных специалистов,

    Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно – развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

    В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

    • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
    • рефлексия содержания учебного материала (её можно

    использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

    • рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

    Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

    Приемы обучения, используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья

    С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».

    Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

    Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

    1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.

    Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

    1. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
    2. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
    3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
    4. Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу урока. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
    5. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

    Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

    Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время

    не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

    Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся с ОВЗ.

    Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

    В ОГБОУ «Касимовская школа – интернат» созданы условия, обеспечивающие возможность для обучения ребёнка с инвалидностью:

     

    учебные кабинеты оснащены техническими средствами обучения (использование программы увеличения информации на экране, нетбук, ноутбуки), дидактические пособия (макеты, модели), развивающие игры. Специальных учебников, литературы для детей-инвалидов нет.

                    Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

                           Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

                 Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы.

                        При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

                К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся.

                          Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются  технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения).

                   Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.

    В учреждении используются средства обучения и воспитания:

    • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
    • Визуальные (зрительные):
      • таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;
      • карты по истории и географии;
      • картины по русскому языку, литературе;
      • портреты по всем учебным предметам;
      • натуральные объекты по биологии;
      • модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
      • лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
    • Механические визуальные приборы:
      • микроскоп
    • Аудиальные (слуховые):
      • магнитофоны;
      • музыкальный центр;
    • Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
      • звуковые фильмы;
    • Средства, автоматизирующие процесс обучения:
      • компьютеры;
      • мультимедийное оборудование ;
      • интерактивная доска
    • Словесные
      • учебники;
      • художественная литература;
      • словари;
      • другая необходимая литература

    О средствах воспитания

    Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:

    • с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;
    • информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;
    • объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

    1. Общение как средство восппитания

    • непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;
    • опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
    • классные часы, школьные праздники и мероприятия.

    2. Учение как средство воспитания

               Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

           Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:

    • выясняют условия совместного выполнения задания;
    • организуют его взаимное обсуждение;
    • фиксируют ход совместной работы;
    • обсуждают полученные результаты;
    • оценивают успехи каждого;
    • утверждают самооценки членов группы;
    • совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
    • проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

              Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

    Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:

    • в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
    • она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
    • социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
    • совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

    Труд как средство воспитания

                    Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.

                           Осуществляется через:

    • дежурство по классу, школе;
    • работа на пришкольном участке;
    • летняя трудовая практика

    Игра как средство воспитания

    Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:

    • организационно-деятельностные;
    • соревновательные;
    • сюжетно-ролевые.

               В ОГБОУ «Касимовская школа – интернат» созданы условия, обеспечивающие возможность получения четырехразового горячего питания: завтрак, обед, ужин. Получение горячего питания осуществляется в оборудованной школьной столовой.

             В рамках реализации ИПРА детей с ОВЗ разработан индивидуальный образовательный план. В нём предусмотрены специальные индивидуальные занятия для детей ОВЗ с педагогами, психологом.

                  Консультативная, психологическая помощь оказывается работниками ОО по запросам детей с ОВЗ и их родителей.

    В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.

                  Информационная база школы оснащена:

    • электронной почтой;
    • выходом в Интернет;
    • разработан и действует школьный сайт.

                    Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

                      В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система "БАРС:Электронный журнат" e-school.ryazangov.ru.

    Для работы с информационной системой "БАРС:Электронный журнат" в каждом учебном кабинете есть рабочее место для учителя.

              На сайте школы функционирует кнопка для слабовидящих.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie